Чулков Иван Денисович
Родился 20 сентября 1918 года в селе Мариновка, ныне Беляевского района Одесской области Украины, в семье крестьянина. Образование получил среднее. Работал в
Одессе на судоремонтном заводе. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.
С июня 1941 года старший лейтенант И. Д. Чулков на фронтах Великой Отечественной войны.
К концу августа 1941 года командир звена 41-го отдельного истребительного авиационного полка ( Войска ПВО территории страны ) старший лейтенант И. Д. Чулков,
защищая небо Москвы, совершил 187 успешных боевых вылетов, в 43 воздушных боях сбил лично 9 и в группе 2 самолёта противника. Успешно выполнив 19 штурмовок
войск противника, уничтожил при этом: 28 автомашин, 2 зенитные установки и до роты живой силы.
2 февраля 1942 года капитан И. Д. Чулков погиб в воздушном бою. К тому времени выполнил около 200 боевых вылетов, провёл более 45 воздушных боёв и сбил 11
самолётов противника.
24 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Награждён двумя орденами Ленина.
* * *
Это было в тот самый памятный день, когда на партийном бюро должен был рассматриваться вопрос о принятии кандидатами в члены партии лейтенантов П. Забелина,
А. Липилина и младшего лейтенанта И. Чулкова. Партийные рекомендации все трое уже имели. Что касается того добавочного требования, которое они сами поставили
перед собой, - ко дню вступления в партию сбить минимум по одной машине, то и оно было уже выполнено. Звено Забелина уничтожило 6 вражеских машин.
Утром звено получило боевое задание - пробиться в тыл противника, разведать расположение его сил. Выполнив задачу и сбив один вражеский самолёт, лётчики
легли на обратный курс. Трём советским самолётам преградили путь 7 немецких истребителей. Велик был соблазн сразиться, ударить по врагу ! Но было в тысячу
раз важнее доставить командованию важные сведения.
Чулков решил принять удар на себя... Он ворвался в строй фашистских истребителей и, маневрируя, увлёк их. Когда враги поняли, что советский лётчик увёл их в
сторону и другие краснозвёздные машины исчезли, они рассвирепели. Немцы взяли Чулкова в огненное кольцо. На его машине оказалось перебитым рулевое
управление, но всё же пилот перетянул её на нашу территорию...
Втроём, тесно прижавшись друг к другу, они вошли в землянку на заседание партийного бюро. Коротко рассказали свои биографии: Забелин - слесарь Московского
завода, Липилин - токарь с Урала, Чулков - сварщик с Одесского судоремонтного завода. К этому они добавили: общий счёт сбитых звеном фашистских машин уже
достиг 8. Трёх товарищей приняли в кандидаты партии. На этом заседание бюро было неожиданно прервано сигналом боевой тревоги. Лётчики кинулись к машинам...
( Из материалов газеты "Красная Звезда" от 11 июля 1941 года. )
* * *
Старший лейтенант И. Д. Чулков из 41-го ИАП ВВС МВО стал одним из советских лётчиков отличившихся при защите воздушного пространства Москвы. Начав войну на
границе, Чулков сумел одержать к осени 1941 года более 10 побед и был представлен к званию Героя Советского Союза. В материалах наградного листа говорится:
С первых дней войны с немецким фашизмом Чулков проявил себя храбрым, мужественным лётчиком - истребителем. Имеет 9 благодарностей за боевую подготовку.
22 июня 1941 года при отражении воздушного налёта противника один вступил в бой против 5 Ме-109, сбив при этом один самолёт, а остальные обратил в бегство. В
тот же день во время налёта вражеских бомбардировщиков на город Белосток бесстрашный летчик умелым маневром разбил строй бомбардировщиков и сбил один Ju-88.
28 июня 1941 года, вылетев на перехват одиночного "Юнкерса-88" в район города Могилёв, на глахах у всего личного состава части зажёг самолёт противника,
который вскоре упал на границе аэродрома.
29 июня 1941 года, вылетев на разведку в район города Бобруйск, Чулков был атакован 6 самолётами Ме-109. В воздушном бою с превосходящими силами противника
он сбил один Ме-109, но сам был подбит и произвёл вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Забрав с собой парашют, часы и сняв ценное
оборудование, сжёг самолёт. С помощью колхозников за 2 суток добрался до своей части.
В ночь с 21 на 22 июля 1941 года, находясь в системе ПВО Москвы, Чулков, до этого никогда не летавший ночью на самолёте МиГ-3, по боевой тревоге вылетел на
отражение налёта немецкой авиации и сбил один вражеский бомбардировщик Ju-88, который упал в районе Истры.
15 августа 1941 года в районе Старая Руса - Каменец сбил один самолёт PZL-24.
17 августа 1941 года вылетел в паре с Азаровым на разведку в район Шимск. На обратном пути встретили разведчика Do-17, атаковали и подожгли его. Самолёт
противника упал в районе Коровично. В тот же день, прикрывая действия штурмовиков Ил-2, Чулков лично сбил истребитель противника Ме-109.
19 августа 1941 года при разведке парой в районе города Шимск были атакованы группой до 15 Ме-109. В воздушном боя Чулков сбил один самолёт. Его МиГ-3
получил 9 пробоин.
21 августа 1941 года над пунктом Бородин во время группового воздушного боя в составе 5 наших самолётов с бомбардировщиками и истребителями противника наши
лётчики сбили 3 самолёта. В этом бою участвовал и Чулков. В этот же день, прикрывая действия группы Ил-2 в районе Старая Русса, Чулков лично сбил самолёт
Ме-110.
22 августа 1941 года при налёте самолётов противника на наш аэродром Белый Бор в воздух успели подняться только Чулков и Липилин. Несмотря на превосходящие
силы противника, они смело бросились в бой, сбили один Ме-110, а остальных обратили в бегство.
Всего старший лейтенант И. Д. Чулков совершил 187 боевых вылетов ( в том числе 21 - ночью при отражении налётов на Москву ). В воздушных боях сбил лично 9 и
в группе 2 самолёта противника. Успешно выполнил 19 штурмовок войск противника, уничтожив при этом 28 автомашин, 2 зенитные установки и до роты живой силы.
В начале 1942 года 41-й ИАП был переброшен для усиления ВВС Волховского фронта. Вряд ли какая-либо другая часть могла поспорить с подчинёнными подполковника
В. С. Ершова по степени освоения "МиГов", ведь перевооружение 41-го ИАП на МиГ-1, а затем на МиГ-3 началось с января прошлого года. Основными вехами боевого
пути полка в 1941 году были:
- с 22 июня по 5 июля боевые действия на Западном фронте;
- с 5 июля по 13 августа работа в системе ПВО Москвы;
- с 13 августа по 5 октября боевые действия на Северо - Западном фронте.
В кризисные дни обороны столицы 41-й ИАП планировали использовать в составе ВВС Западного фронта. Однако в действительности одна из эскадрилий поступила в
распоряжение командующего ВВС МВО полковника Н. А. Сбытова, а вторая находилась в резерве Военного Совета ВВС КА до перехода наших войск в контрнаступление
под Москвой. Вскоре после начала общего наступления Красной Армии на всех фронтах поступил приказ: 41-му ИАП перебазироваться под Ленинград.
Согласно планам командования, 41-й ИАП первоначально подчинили командующему ВВС 59-й армии Волховского фронта, а с начала февраля его ввели в состав 2-й РАГ
( резервной авиагруппы ) полковника Е. Г. Туренко, поставив задачу поддержать наступления наземных войск, прежде всего 2-й Ударной армии, на Мясной Бор и
затем на Любань. На основании сводок о боевом составе ВВС фронта можно было сделать вывод: советское командование смогло сконцентрировать достаточные силы (
26 авиаполков, не считая отдельных эскадрилий ) для завоевания и удержания господства в воздухе. Но большинство полков были малочисленными, прежде всего не
хватало самолётов новых типов.
В некоторых публикациях по истории самолёта МиГ-3 различные авторы ( А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, М. А. Маслов ) указывают:
"Накануне перебазирования под Ленинград, в 41-м ИАП подвели промежуточный итог боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны. По сохранившимся
отчётам, с 22 июня 1941 года по 28 января 1942 года лётчики произвели 3332 самолёто - вылета, проведя в воздухе 2875 часов ( абсолютное большинство работы
было выполнено на "МиГах" ). Наиболее частыми задачами являлись прикрытие наземных войск, штурмовка и отражение налётов авиации противника, на которые часть
затратила, соответственно, 1070, 870 и 598 вылетов. В документах сообщается об уничтожении 83 немецких самолётов в ходе воздушных боев и 24 - при штурмовках
неприятельских аэродромов.
Боевые успехи наиболее результативного лётчика 41-го ИАП ( по состоянию на 28.01.1942 года ) старшего лейтенанта И. Д. Чулкова были таковы: 187 успешных
боевых вылетов, 12 сбитых самолётов ( 11 лично и 1 - в группе ).
В эти дни командир полка представил Чулкова и Липилина, а также отличившихся в штурмовых налётах капитана С. А. Скорнякова и старшего лейтенанта И. Г.
Кузьмичёва ( соответственно, 62 и 57 вылетов на штурмовку войск и техники неприятеля, 7 совместно уничтоженных на земле немецких самолётов ) к званию Героя
Советского Союза".
Однако мне хочется отметить тот факт, что в наградном листе на И. Д. Чулкова от 1 сентября 1941 года ( к ордену Ленин ), указано: "Представлялся к высшей
награде за геройство и мужество... в августе месяце", то есть - задолго до начала 1942 года. Возможно это было уже второе представление к званию Героя. В
любом случае, что тоже интересно, в данном наградном листе количество сбитых лётчиком самолётов указывается: 7 лично и 6 в группе. А в оригинале наградного
листа на присвоение звания Героя - 9 лично и 2 в группе. Как из всего этого появились 11 личных и 1 групповая победы - сказать затрудняюсь. [ М. Ю. Быков в
своих последних исследованиях так же указывает на 9 личных и 2 групповые победы лётчика. ]
Но вернёмся к событиям января 1942 года. Нехватка исправных "МиГов," даже прошедших несколько ремонтов, не позволила полностью укомплектовать этими
истребителями 41-й ИАП: на 24 января имелось 17 МиГ-3 ( все вооружённые двумя БС ) и 6 Як-1. Самолёты оказались разбросаны по 6 весьма удалённым друг от
друга аэродромам. Ещё более неприятный сигнал поступил от инженерно - технического состава: все самолёты и двигатели сильно изношены. Например, остаток
ресурса моторов AM-35A во 2-й эскадрилье в среднем не превышал 28%. Часть не успела вступить в бой, а многие истребители уже нуждались в серьёзном ремонте !
При перебазировании 41-го ИАП на Волховский фронт на Калининском аэродроме у самолёта младшего лейтенанта Фримермана отказал двигатель, машина вылетела за
пределы полосы, скапотировала, в результате чего молодой лётчик погиб. Базирование полка на аэродроме Гремячево сопровождалось всё новыми лётными
происшествиями, прежде всего по причине плохой укатки аэродрома. За период с 2 по 6 февраля при 44 боевых вылетах документы зафиксировали 5 случаев зарывания
"МиГов" в снег - количество исправных истребителей заметно сократилось. Вести воздушные бои на такой технике с немецкими "Фридрихами" ( то есть Me-109F )
было крайне проблематично...
Наиболее тяжёлую потерю 41-й ИАП понёс 3 февраля 1942 года - не вернулся с задания при выполнении 201-го боевого вылета наиболее результативный лётчик полка
старший лейтенант И. Д. Чулков. На подбитом самолёте он уходил в сторону Малой Вишеры, после чего скрылся из виду. Вероятно, повреждённый "МиГ" стал жертвой
вражеских пилотов из состава I/JG 54. По немецким данным, пара "охотников" обнаружила одинокий истребитель, за которым тянулся тёмный след дыма и добила его.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1942 года старший лейтенант Чулков Иван Денисович был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
* * *
Всего сбитых самолётов - 9 + 2; боевых вылетов - около 200; воздушных боёв - около 45.
|